На судебном участке № 13 Промышленного района г. Оренбурга проведено обобщение практики рассмотрения дел об административных правонарушения, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за первое полугодие 2024 года.
Административное наказание является одним из видов административно-принудительных мер. В соответствии со ст. 3.1. КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, штраф связан с материальными потерями. Административному наказанию присущ карательный характер, который состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.
Одним из видов наказания, закрепленного в ст. 3.2 КоАП РФ является административный штраф.
Административный штраф - денежное взыскание, назначаемое нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Административную ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный ст. 32.2 КоАП РФ устанавливает ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ: неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, характеризуется бездействием лица, выразившимся в неуплате административного штрафа в установленный законом срок, независимо от того, за какое первоначальное правонарушение лицу, его совершившему, было назначено административное наказание в виде штрафа.
Состав ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ является формальным, то есть ответственность наступает независимо от того, был ли уплачен штраф позднее, и независимо от причин пропуска срока уплаты. Такие обстоятельства, как характер совершенного правонарушения и имущественное положение привлекаемого к ответственности юридического лица, учитываются при назначении административного наказания.
При применении ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ возникает вопрос о том, как определяется территориальная подсудность дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
По общему правилу, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ).
Однако, как следует из разъяснения, содержащегося в подп. «з» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Исходя из вышеизложенного и учитывая, что обязанность по уплате административного штрафа лежит на конкретном (юридическом или физическом) лице, местом совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, следует считать место нахождения юридического лица или место жительства физического лица (индивидуального предпринимателя), не уплатившего наложенный на него административный штраф.
Субъектами правонарушения по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ являются: граждане, должностные лица, организации.
Следовательно, требования ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ распространяются в том числе и на юридических лиц, за исключением возможности применения к ним административного наказания в виде административного ареста и обязательных работ.
Из содержания ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ следует, что субъектом предусмотренного данной статьей правонарушения могут являться как юридические лица, так и должностные лица, а также индивидуальные предприниматели, не уплатившие административный штраф в срок, установленный ст. 32.2 КоАП РФ.
За первое полугодие 2024 года на судебный участок № 13 Промышленного района г. Оренбурга поступило 139 дел об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, из них по подведомственности передано 2 дела, 1 дело возвращено в орган, составивший протокол об административном правонарушении на доработку, рассмотрено 116 дел.
По 15 делам лица, совершившие административное правонарушение подвергнуты наказанию. Одно дело прекращено.
Все административные протоколы были составлены в отношении граждан Российской Федерации – физических лиц. Протоколы в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и должностных лиц на судебный участок не поступали.
По 115 рассмотренным делам, мировым судьей назначены административные наказания в виде административного штрафа. Административные наказания в виде ареста и обязательных работ не применялись.
При назначении наказания мировым судьей учитывались характер совершенного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, его материальное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались.
В сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, дела данной категории не рассматривались.
Постановления по делам данной категории объявлялись немедленно по окончании рассмотрения дела.
По всем административным делам копии постановлений, в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением в трехдневный срок. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол в тот же срок.