Обеспечение законности при применении мер административного принуждения, исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с требованиями ст. 29.1 КоАП РФ, при принятии протокола об административном правонарушении, судья выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов.
В соответствие с требованиями ст.29.4 КоАП РФ в случае неправильного оформления материалов дела, либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, выносится определение о возращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Всего, по состоянию на 28.06.2021 на судебный участок № 13 Промышленного района г. Оренбурга поступило 477 протоколов об административном правонарушении. Из них, возвращено для устранения недостатков - 26, что составляет 5,5 %.
При решении вопроса о том, являются ли недостатки протокола об административном правонарушении и материалов основанием для их возвращения должностному лицу, составившему протокол, мировой судья руководствуется КоАП РФ и учитывает разъяснения, приведенные в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Существенными недостатками протоколов, которые послужили основанием для возвращения должностному лицу для устранения недостатков, являются:
- заполнение протоколов и иных процессуальных документов неразборчивым почерком;
- отсутствие сведений о месте, времени совершения и событии административного правонарушения;
- отсутствие или неполное указание юридической квалификации вмененного лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного правонарушения (статьи или части статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, по которой квалифицировано содеянное);
- предоставление доказательств в копиях, не заверенных надлежащим образом, содержащих нечитаемый текст;
- отсутствие письменных объяснений лиц, привлекаемых к административной ответственности, а также свидетелей конфликта по существу инкриминируемого административного правонарушения. К протоколу прилагаются копии объяснений указанных лиц, данных в рамках проверки материалов по признакам состава преступления, предусмотренного УК РФ (протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.1.1 КоАП РФ);
- отсутствие документов, подтверждающих своевременное ознакомление лиц, привлекаемых к административной ответственности и потерпевших с определением о назначении экспертизы, о разъяснении прав, предусмотренных ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ (протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.1.1 КоАП РФ);
- необеспечение должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста;
- направление протоколов об административных правонарушениях, заведомо с истекшим сроком привлечения к административной ответственности.
Фактов необоснованного возвращения протоколов об административных правонарушениях и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, не выявлено.
Помощник мирового судьи Шевченко И.М.