Обеспечение  законности  при применении  мер  административного  принуждения, исходя из положений  ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, предполагает  не  только  наличие  законных  оснований для применения административного  наказания, но и соблюдение  установленного  законом порядка привлечения  лица к административной ответственности.

В соответствии  с требованиями  ст. 29.1 КоАП РФ, при принятии протокола об административном правонарушении, судья выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов.

В соответствие с требованиями ст.29.4 КоАП РФ в случае неправильного оформления  материалов дела, либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, выносится определение о  возращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

Всего, по состоянию на 28.06.2021 на судебный участок № 13 Промышленного района г. Оренбурга поступило 477 протоколов об административном правонарушении. Из них, возвращено для устранения недостатков - 26, что составляет 5,5 %.

 При решении вопроса о том, являются ли недостатки протокола об административном правонарушении и материалов основанием для их возвращения должностному лицу, составившему протокол, мировой судья руководствуется КоАП РФ и учитывает разъяснения, приведенные в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Существенными недостатками протоколов, которые послужили основанием для  возвращения должностному лицу для  устранения недостатков, являются:

- заполнение протоколов и иных процессуальных документов неразборчивым почерком;

- отсутствие сведений о месте, времени совершения и событии административного правонарушения;

- отсутствие или неполное указание юридической квалификации вмененного лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного правонарушения (статьи или части статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, по которой квалифицировано содеянное);

- предоставление доказательств в копиях, не заверенных  надлежащим образом, содержащих нечитаемый текст;

- отсутствие письменных объяснений лиц, привлекаемых  к административной ответственности, а также свидетелей конфликта по существу инкриминируемого административного правонарушения. К протоколу прилагаются копии объяснений указанных лиц, данных в рамках  проверки материалов по признакам состава преступления, предусмотренного УК РФ (протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.1.1 КоАП РФ);

- отсутствие  документов, подтверждающих своевременное ознакомление лиц, привлекаемых к административной ответственности и потерпевших с определением о назначении экспертизы, о разъяснении прав, предусмотренных  ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ  (протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.1.1 КоАП РФ);

- необеспечение должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем наказание  в виде ареста;

- направление протоколов об административных правонарушениях, заведомо с  истекшим сроком привлечения к административной ответственности.

      Фактов необоснованного возвращения протоколов об административных правонарушениях и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, не выявлено.

Помощник мирового судьи Шевченко И.М.