С 15.09.2015 вступает в законную силу Кодекс административного судопроизводства РФ – КАС РФ.

В порядке, установленном КАС, должны рассматриваться все категории дел, предусмотренные подразделом

III раздела

II Гражданского процессуального кодекса РФ, и некоторые разновидности дел, рассматриваемых в настоящее время в порядке искового, приказного или особого производства, а также новые категории административных дел.

При этом устанавливается, что положения КАС не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Для инициирования судебного разбирательства по предусмотренным КАС правилам необходимо будет обращаться в суд с административным исковым заявлением. Кодексом вводятся такие понятия, как "административный истец", "административный ответчик" и др.

По ряду административных дел кодексом введено упрощенное (письменное) производство. Его особенностью является рассмотрение и разрешение административного дела на основании письменных материалов, без проведения устного разбирательства и без составления протокола судебного заседания. По результатам рассмотрения административного дела в таком порядке предполагается вынесение мотивированного судебного решения. Данный порядок предусматривается также для рассмотрения частных жалоб в суде апелляционной инстанции.

Кодексом вводятся новые меры процессуального принуждения – ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение его слова, а также обязательство о явке. Кроме того, существенно повышает размеры судебных штрафов.

Некоторые нормы КАС заимствованы из

Арбитражного процессуального кодекса РФ

, например правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами, или положение, согласно которому можно приложить к административному исковому заявлению документы в электронной форме.

Кодексом предусмотрен перечень наиболее сложных административных дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению судом первой инстанции. В этот перечень включены конкретные категории административных дел, а также административные дела, решение о коллегиальном рассмотрении которых принимает председатель суда или суд вышестоящей инстанции, отменивший решение суда первой инстанции.

Одна из новелл кодекса предусматривает обязательное ведение гражданами ряда административных дел с участием представителя. Обязательное представительство вводится для граждан, не имеющих высшего юридического образования, и только по административным делам, представляющим наибольшую сложность с точки зрения реализации гражданами своих процессуальных прав и обязанностей. Так, устанавливается, что при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в субфедеральном суде или в ВС РФ граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей.

Кодексом предусмотрено также, что в случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.

Сроки обращения в суд и большинство сроков рассмотрения и разрешения административных дел в КАС устанавливаются короче, чем соответствующие сроки по гражданским делам и зависят от вида предъявленного административного иска, например по административным делам, касающимся проведения публичных мероприятий. Кроме того, помимо исчисления сроков годами, месяцами или днями, кодекс допускает возможность исчисления их часами. Процессуальный срок, определяемый часами, оканчивается по истечении последнего часа установленного срока.

КАС вступит в силу с 15 сентября 2015 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие. В связи с введением его в действие в соответствие с КАС

приводятся

23 законодательных акта. Так, из

Гражданского процессуального кодекса РФ

исключаются нормы, регулирующие в настоящее время порядок рассмотрения административных дел и иных дел, возникающих из публичных правоотношений. Это касается, в частности, рассмотрения заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.