Весной этого года Президент РФ поручил принять меры к тому, чтобы сотрудники полиции не привлекали субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности за нарушение обязательных требований, если какие-то иные надзорные органы контролируют их соблюдение в рамках "своих" видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В целях исполнения этого поручения Минюст России представил проект поправок в КоАП РФ.
Проектом предусматривается следующее:
- дела об АП, выражающиеся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), смогут возбуждать только должностные лица того надзорного органа, в компетенцию которого входит пресечение таких нарушений (однако заметим, что в компетенцию полиции как раз и входит пресечение любых административных правонарушений, таким образом, компетенция сотрудников полиции предложенной Минюстом формулировкой, фактически, не ограничивается);
- полицию лишат полномочий составлять протоколы об АП по ряду составов КоАП, в том числе ст. 7.1 (самовольное занятие земельного участка), ст. 7.11 (пользование объектами животного мира), ст. 7.12 (нарушение авторских прав), ст. 7.13 (нарушения при охране объектов культурного наследия), ст. 7.19 и ст. 7.20 (самовольное подключение к сетям), ст. 8.32 (нарушение пожбезопасности в лесах, кроме протоколов об АП в отношении граждан), ст. 8.42 (нарушения в хоздеятельности в прибрежной полосе), ст. 10.2 и 10.3 (нарушения, связанные с подкарантинной продукцией), ч. 2 ст. 11.1 (несоблюдение габаритов при погрузке и выгрузке грузов), ч. 1 и ч. 2 ст. 14.17 (нарушение, в том числе грубое, лицензионных требований к производству и обороту алкоголя), ст. 14.18 (использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, для производства алкоголя), ч. 1, ч. 5 ст. 14.34 (нарушения на розничных рынках), ст. 15.13 (нарушения при декларировании алкоголя)
- зато дадут полномочие по составлению протоколов по ст. 14.7 КоАП РФ (обман потребителей) даже в отсутствие жалоб самих потребителей, сохранят полномочия составлять протоколы по ст. 14.15 (нарушение правил продажи отдельных видов товаров) в части нарушения правил продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оружия и патронов к нему, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
- у полиции сохранятся полномочия составлять протоколы за неисполнение предписаний "чужих" органов, в том числе предписания Россельхознадзора, Ростехнадзора, госпожнадзора, органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (части 1, 7, 8, 11, 12 ст. 19.5 КоАП РФ);
- полицию лишат полномочий рассматривать дела (то есть налагать штрафы) по ряду составов КоАП РФ, а именно - по ст. 8.22 (выпуск в эксплуатацию ТС с превышением нормативов по шуму или загрязнениям), по ст. 8.23 (эксплуатация таких транспортных средств), по ст. 11.14 (нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных грузов), по ст. 14.26 (нарушения правил обращения с металлоломом), по ч. 3 ст. 11.1 (повреждение путевых объектов).