Все чаще и чаще в средствах массовой информации освещаются случаи дорожно-транспортных происшествий с участием пьяных водителей, сообщения о том, что автомобиль сбил пешехода. Безусловно, данная тема является актуальной, однако не только пьяные водители и водители, нарушившие правила дорожного движения, являются виновниками ДТП с трагическими последствиями. Достаточно случаев, когда и сами пешеходы, ступившие на проезжую часть, нарушают правила.
Раздел 4 Правил дорожного движения Российской Федерации
(утв. постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090) посвящен обязанностям пешеходов. В п. 4.3 и 4.4 Правил дорожного движения (далее Правил) сказано, что пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и наземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или светофора.
Несмотря на указания Правил, пешеходы зачастую переходят дорогу там, где им хочется, и как придется. Многие водители замечали, что пешеходы пересекают перекрестки не по линии тротуара, не по пешеходным переходам, не убеждаясь в отсутствии транспортных средств на дороге. Часто пешеход в темное время суток, не смотря по сторонам, а себе под ноги, ступает на проезжую часть в неположенных местах, иногда в наушниках и плотно натянув капюшон на голову. В таких ситуациях, приходится замедлять движение и пропускать нерадивого пешехода.
Конечно, пешеход понимает, что водитель не захочет нести ответственность, «брать грех на душу», и пропустит. Но не учитывается момент, когда водитель просто не в состоянии предотвратить печальную ситуацию. Это плохая видимость (туман, снегопад, дождь, плохо освещенное место в темное время суток, свет фар встречного автомобиля, стоящий на обочине автомобиль или кусты деревьев, из-за которых вышел пешеход и т.п.), скользкая дорога в гололед, да и сама реакция водителя может быть не настолько быстрой.
Начиная с дошкольного возраста, а позже - и в общеобразовательных учреждениях проводится обучение Правилам дорожного движения и основам безопасности движения, но, взрослея, мы самонадеянно перестаем их соблюдать. Хотелось бы, чтобы пешеходы, помимо Правил дорожного движения, соблюдали и некоторые меры предосторожности, которые помогут им сохранить свое здоровье, а, возможно, и жизнь:
В темное время суток и при плохой видимости, даже переходя проезжую часть в специально отведенном для этого месте, необходимо убедиться, что автомобиль остановился, уступая дорогу, либо находится на безопасном расстоянии. Ведь при ближнем свете фар человек виден не далее, чем за 30 метров, и при скорости 60 км/ч автомобиль проезжает это расстояние за 1,7 секунды.
На проезжей части с несколькими полосами движения в одну сторону, переходя дорогу по пешеходному переходу, лучше убедиться, что автомобили, двигающиеся по второй полосе движения, также остановились и уступают дорогу. Часто причиной аварий на пешеходных переходах является именно то, что водитель, двигающийся по второй полосе, не замечает пешехода из-за стоящего рядом автомобиля.
Переходить дорогу рядом с остановочным пунктом нужно обходя общественный транспорт сзади. Причина та же – водитель, двигающийся по второй полосе, может вас не заметить.
Во время гололеда и снегопада, переходя дорогу, пешеходу необходимо убедиться, что автомобиль успевает затормозить. Зачастую даже если водитель вовремя начал торможение, автомобиль продолжает движение по скользкой проезжей части.
Следует научить детей, что во дворах многоэтажных домов, катаясь на велосипедах и самокатах, прежде чем пересечь проезжую часть, необходимо остановиться и выглянуть из-за припаркованных вдоль тротуара автомобилей, убедиться, что по проезжей части не двигается какой-либо автомобиль.
Вышесказанное, конечно, не оправдывает водителей, нарушающих Правила дорожного движения и не освобождает от необходимости их соблюдения. Но все же, пешеходам лучше не только рассчитывать на правомерное поведение водителей, но и позаботиться о своей безопасности самим. Ну и, конечно – самим не становиться нарушителями…